Добавить в избранное


[Случайный кадр]
illuzia5.jpg

[Друзья сайта]

Главная > Рецензии > Иллюзия полёта

Иллюзия полёта

Жаль, что среди знакомых — ни одного психиатра. Давно хочется узнать, почему люди не любят летать, в чем причина аэрофобии. Теснота? Турбулентности и воздушные ямы? Угроза терактов? Причин — множество. А тут еще и дети пропадать стали. Прямо на высоте в сорок тысяч футов.

Хичкок как-то в своем фильме «Леди исчезает» (1938 год) поведал историю о том, как пропала старушка в поезде. Молодая англичанка познакомилась в дороге с милой пожилой дамой, мисс Фрой, которая вскоре бесследно исчезает, а когда героиня спрашивает о ней пассажиров, те в один голос утверждают, что никакой мисс Фрой в поезде не было!

Сегодня поезд — это неактуально. Другие времена, другие скорости. Потому Роб Швентке поднял свое действо на высоту в несколько километров. Но в остальном, его авиатриллер «Иллюзия полета» — практически точная копия старомодного хичхоковского фильма об утерянной бабуленции. С тем только отличием, что главная героиня, Кайл Пратт — специалист по силовым установкам, авиастроительница с умными глазами, знающая самолет как свои пять пальцев.

Началось все с трагической смерти супруга Кайлы (Джоди Фостер), убитая горем героиня должна доставить из Берлина в Штаты гроб-холодильник с любимым папой и не менее любимым мужем. Для такого объемного груза требуется большой самолет, Кайл выбирает красу и гордость американского авиастроения «Боинг-747». Настоящий летающий особняк, с собственным баром, десятком туалетов и огромным отделением для багажа, в нем очень легко заблудиться. Этим и пользуется коварный Роб Швентке, помещая героев в данное замкнутое пространство.

Авиафильмов существует великое множество (пора выделять в отдельный поджанр), но «Иллюзия…» — исключение. Помните «Красный глаз» Крэйвена? Там, выдающимся был только один кадр (тот, с воткнутой прямо в кадык авторучкой). У Швентке все запутанее, а потому — страшнее. Режиссер начинает новые «игры разума», смешав реальное и иллюзорное воедино.

Кайла теряет свою дочь на борту летящего самолета. Командир объявляет розыск, экипаж рыщет по всем отсекам. Но был ли мальчик, пардон, девочка? Или она — только плод Кайлиного измученного воображения? Все факты говорят именно об этом: отсутствие посадочного талона, каких-либо вещей, да и пассажиры никак не могут вспомнить шестилетней девчонки. (Оператор, дайте музыку подраматичнее). И только сердце, материнское сердце не дает Кайл покоя: «Дочка была, но ее похитили злые люди. Может быть — этот араб. Или тот тип с мутными глазами. А, может, весь экипаж сразу — чего только не случается в голливудских фильмах?».

Смотреть Швентке интересно. Потому что трудно сразу назвать злодея, тыкнуть на десятой минуте фильма в экран пальцем. Голливуд режиссера еще не испортил, и он пока делает оригинальное кино. Пасмурный, неспешный и шизоидный дойч-кинематограф. С самолетными тенями на синих обоях, стерильным берлинским метро и дизайном, что у нового «Опеля». Много металла и пластика. Синего, серого, белого. Кажется, что состоящая из одних острых углов Джоди Фостер играет на немецком. Отрывистые слова. Резкие жесты.

Она не менее гениальна, чем тогда, в 1991-м, в фильме «Молчание ягнят». Такая же правда, вера и невероятно вдумчивый подход к своей работе. Джоди одинаково легко ползает по вентиляционным каналам и играет женщину на грани нервного срыва. Как же тяжело ее партнерам-мужчинам (Питеру Сарсгаарду или Шону «Боромиру» Бину), совершенно меркнущим рядом с такой актрисой.

К сожалению, Швентке мешает «синдром новичка». Роб излишне старательно делает свое дело, моделирует невероятные ситуации, путает и без того обескураженного зрителя. Отсюда — сюжетные неувязки, излишняя громоздкость интриги и ненужные движения телом. Мне позиция режиссера совершенно понятна. Он из тех «негодяев», что щелкают сюжеты как орехи. Понятно, что для собственного фильма Роберт выбрал сценарий особый, с явными отсылами к классикам (читай к Хичкоку) и множеством головоломок.

Однако, человеку с интуицией, достаточно взглянуть на людей в кадре, чтобы воскликнуть: «Да вот же, хватайте их, это они во всем виноваты». Надеюсь, что вы не из породы таких провидцев, и не станете портить удовольствие себе и окружающим. Вот и я, постараюсь поскорее заткнуться, чтобы не ляпнуть на радостях чего-нибудь лишнего.
 
 источник:www.jfoster.ru